О чём этот блог или дизайн — это вам не картинки рисовать

В детстве я очень любил три вещи: разбирать всякие устройства, собирать «Лего» и рисовать на обоях. Трудно сказать почему я это делал тогда, но сейчас мне всё так же интересно разбираться как работают вещи и интересно создавать полезные и красивые продукты. Это я называю «дизайном».

Многие считают, что дизайн — это только о красоте: логотип, упаковка, листовка, вывеска. Для меня дизайн прежде всего образ мышления: разобрать на составляющие, докопаться до сути вещей, а потом собрать из этого что-то полезное, понятное, удобное и интересное.

Как-то на ТЕДе Крис Андерсен спросил Илона Маска: «Как ты всё это сделал? Все эти проекты так разительно отличаются. Как человек может так продуцировать инновации?», на что Илон ответил: «Я считаю, что хорошую основу для мышления закладывает физика. Физика обращается к фундаментальным истинам и начинает построение рассуждений оттуда в противовес рассуждениям аналогиями».

Илон Маск отвечает на вопросы Криса Андерсена. ТЕД, 19 марта 2013 года.

То, что Илон называет «мышлением от фундаментальных истин», я считаю основой дизайна.

В физике: есть атомы, из атомов собираются молекулы, из молекул материя, а из материи всё остальное. Поняв, как работают законы на низших уровнях, можно понять как работает всё остальное.

Посмотрим на сферу дизайна. Вот, например, редизайн билета РЖД от Геннадия Лохтина из «Яндекса». Читайте в статье на Look at Me.

Самая важная часть в этом рассказе, когда Геннадий разбирает информацию в билете на составляющие, мол вот это для пассажира, это для проводника, а это вообще никому не нужно. Потом собирает это и получается кайф.

Дизайнер разбирает билет изходя из того, какая информация кому нужна. Как видим, в настоящем билете она раскидана в разных местах, из-за чего читать его неудобно.

Дизайнер разобрал билет на «атомы», понял как должны работать эти атомы, а потом собрал из них понятную, удобную систему.

Ещё пример. Илья Бирман и Игорь Штанг сделали адресные таблички для Челябинска. Читайте в блоге Ильи.

На некоторых табличках есть подписи, где может быть прошлое название улицы или подсказка, когда улица меняет название по ходу.

Ребята так же разобрали всё на составляющие: квартал состоит из домов, на улице дом с одной стороны и дом с другой, а внутри квартала эти дома как-то смешаны. Человек смотрит на номер дома, когда ищет конкретный, поэтому удобно подсказать ему, а есть ли он вообще рядом.

Так и получились таблички, на которых показывается номера дома с краёв квартала, а к ним ещё есть схема внутри квартала. Элегантно, понятно и полезно.

Илья и Игорь брали снимки кварталов со спутника и на их основе создавали таблички.

И такой подход работает не только в чём-то визуальном. Максим Ильяхов и Люда Сарычева в книге «Пиши, сокращай» разбирают текст на составляющие: слово, предложение, абзац. Рассказывают как эффективнее работать с каждым из уровней, а потом помогают собрать всё это в понятный и честный текст.

Разворот из книги. Взял с сайта книги.

А компания «Эпл» уже давно доказывает, что это применимо не только для текста, табличек и билетов. И используют в приложениях, корпусах компьютера и даже в электросхемах.

Дизайн – это не то, как вещь выглядит. Это то, как она работает, её глубинная суть, — Стив Джобс
Джони Айв и Стив Джобс говорили, что iMac G3 они специально сделали в цветном полупрозрачном корпусе, чтобы подчеркнуть его отличия от «мрачных коробок» других компаний. Так же они добавили ручку в корпус, чтобы намекнуть — с ним можно контактировать, не нужно его бояться. Корпус стал отражением того, что увидеть сразу невозможно — дизайнерской мысли.

Но мне интересно совсем другое. Когда я стал управлять командами и продуктами, то заметил, что мышление дизайнера прекрасно работает и в бизнесе, обучении, общении. Продукт — это система. Процесс — это система. Человек — это система. Все системы можно разобрать на составляющие, понять как они работают и собрать что-то удобнее, полезнее, эффективнее, счастливее.

Так и родилась идея блога: дизайн + ум, дизайн ума, «Дизайниум». Блог о процессах в бизнесе, о создании продуктов, об управлении людьми и собой. Блог о мышлении во всё этом и его апгрейде, чтобы достичь большего.