Рецепт успешного продукта. Полезное действие

Есть много теорий, которые описывают, что должно быть в продукте, чтобы он стал успешным. Поделюсь той, которую использую я.

В рецепте четыре ингредиента:

Полезное действие — продукт приносит пользу.

Целостность — элементы в продукте связаны, энергия и информация быстро передвигаются между ними.

Ресурсы — есть ресурсы, чтобы продукт существовал и развивался.

Образование — польза, которую даёт продукт, нужна людям, и они понимают как эту пользу получить.

В этом посте расскажу про полезное действие, в следующих об остальном.

Что такое «полезное действие»

Полезное действие — это то, какую пользу приносит продукт, кому и почему он вообще нужен.

Полезное действие — это «сердце» успешного продукта, ведь если продукт не приносит пользу, то скорее всего он никому и не будет нужен, даже если есть все остальные ингредиенты из рецепта.

Описать полезное действие обычно можно одним предложением:

Мельница. Вода крутит жернова, жернова мелют зерно. Польза — не нужно молоть зерно вручную, за то же время помолится намного больше.

Пылесос. Двигатель всасывает воздух, грязь из воздуха задерживается в мешке. Польза — не нужно мести руками, нет нужно дышать пылью, уборка проходит быстрее.

Ветровая электростанция. Ветер крутит лопасти, вращение вырабатывает электричество. Польза — меньше вреда природе, так получать энергию дешевле.

Польза продукта бывает для пользователя, компании и природы. Например, втулка компании «Зева» растворяется в воде, её польза направлена одновременно по всем направлениям. Природе — меньше загрязнений, человеку — удобство, потому что не нужно ходить до мусорного ведра, компании — больше доходов.

«Инстаграм» — не хранилище фотографий

Кажется, что польза — вещь очевидная, она на поверхности, понять её проще, чем сделать продукт. Но по моему опыту сформулировать пользу не так легко.

Для примера возьмём «Инстаграм». Кажется, что его полезное действие — хранить и делиться фотографиями, но это не совсем так. Разберемся почему.

Представим, что у нас есть два шарика.

Чтобы один шарик подкатился к другому, его нужно подтолкнуть. То есть он не сдвинется с места сам по себе, ему нужна какая-то сила. Если не будет внешней силы, то не будет и действия.

Человек и «Инстаграм» в нашем случае — шарики. Чтобы человек стал пользоваться продуктом, на него так же должна подействовать какая-то сила. Без этой силы ничего не заработает. Чтобы человек сделал что-то, у него должна быть на это причина.

В технике источником энергии выступают ископаемые, ветер, солнце, вода, электричество, человеческая сила. У людей источником служит мотив, инстинкт, потребность, чувство, воспитание и традиция. Самые сильные мотивы у человека — «смертные грехи»: обжорство, похоть, жадность, тщеславие, желание развлечений.

Если пойти дальше в поиске полезного действия «Инстаграма» и задавать себе вопрос «зачем?», то мы получим много разных сценариев. У продукта часто нет какого-то одного полезного действия — у людей разные мотивы.

Да, мы как производители можем задумать совсем другую идею, но в итоге важно не то как задуман продукт, а почему его захотят использовать. Инстаграм изначально задумывался как обмен фотографиями, а в итоге стал способом не скучать, находить любовников и повышать самооценку.

«Ютуб» — не хранилище видео

За много лет до того, как приложение «Тиндер» покорило мир, был создан сайт, куда люди могли загружать свои видео и искать партнеров.

Об истории сервиса рассказал один из его создателей Стив Чен:

Мы всегда думали, что у видеороликов в интернете большое будущее. И надо дать людям возможность легко и быстро их загружать. Но как именно эти видео применять? Мы решили, что знакомства — очевидный выбор.

Идея была в том, чтобы желающие познакомиться записывали свои видео-визитки и рассказывали о том, какого партнера хотят найти. Конечно, видео намного лучше, чем фото, дает представление о человеке.

Кажется, что всё должно было работать. Но спустя неделю на сайте не появилось ни единого видео. Почему не сработало? Возможно проблема была в других ингредиентах, но я её вижу прежде всего в полезном действии.

Человек не машина — в одно и то же время он может испытывает много эмоций, которые порой противоречат друг другу: желание найти любовь может одновременно соревноваться с сомнением, стеснением и страхом.

В случае первой версии «Ютуба», мне кажется, застенчивость победила желание найти любовь и секс — пользователи стеснялись выкладывать видео, потому что сомневались в себе и своей привлекательности.

«Инстаграм» в этом плане оказался лучше, потому что фотографию можно подправить. Это даже заложили в саму суть приложения — фильтры.

Именно поэтому так сложно правильно определить полезное действие — нужно хорошо уметь расплести клубок эмоций человека. Разобраться в этом мне помогают вопросы «почему?», «зачем?» и «что может помешать?».

— Мы даём возможность загружать видео на сайт.
— А зачем?
— Чтобы другие одинокие люди могли узнать о человеке из него?
— А зачем ему это делать?
— Если они понравятся друг другу, то смогут встретится?
— Зачем?
— Чтобы влюбится и больше не быть одинокими.
— А что может им помешать?
— Ну, например, кто-то из них постесняется снять видео, они не узнают о друг друге ничего и не встретятся.

Позже создатели открыли сервис для загрузки любых роликов и это было судьбоносным решением в истории Ютуба. Полезным действие изменилось на такое:

Или погодите…

— Теперь давайте дадим возможность загружать любые видео.
— Зачем?
— Они смогут сохранить видео.
— А зачем им это?
— Ну, например, чтобы человек мог поделится ссылкой в чате или по почте с друзьями?
— Почему это важно для человека?
— Он сможет поделится чем-нибудь интересным, чтобы у них было что обсудить при встрече.

«Ютуб» не хранилище для видео. Зрители снимают и смотрят ролики на «Ютубе», потому что им бывает скучно, хочется стать известным или нужно изучить что-то новое, чтобы произвести впечатление на друзей, девушку или начальника.

Подведём итоги

1. Чтобы создать продукт, который будет востребован, нужно понять его полезное действие, и только потом придумать инструменты, которые будут его достигать.

2. Полезное действие должно опираться на мотивы человека, потому что именно они лежат в основе его действий. Человек делает, когда ему хочется или очень нужно. Для этого задавайте вопросы: «Зачем это нужно?», «Почему важно?».

3. Учтите, что может помешать полезному действию случится. Даже когда человек чего-то хочет, бывает что-то, что ему мешать это сделать: сомнения, страхи, стеснение, иные убеждения.

4. И ещё. Многие предметы с течением времени обрастают дополнительными ценностями для своих хозяев, которые не предусматривал создатель. Часто эти ценности неочевидны. Учитывайте это тоже.

Полезное действие помогает концентрироваться на важном и сказать «нет» всему остальному. Верное определение полезного действия — первый ингредиент успешного продукта.