Сбер, Яндекс, Мейл, Тинькофф и что будет делать Анима на этом рынке

Привет, друзья. В этом году одна за другой отгремели большие новости из мира больших компаний интернета: Сбер и Яндекс разбежались, Сбер сменил логотип, Сбер залез в Рамблер, Мейл и Сбер преобрели контрольный пакет Кухни на районе и Самоката, а Яндекс готов купить Тинькофф.

Зачем банки становятся ИТ-компаниями, а ИТ-компании покупают банки, зачем потом эти ИТ-банки-компании покупают такси, кухни и сервисы доставки еды. И зачем мы делаем Аниму и залезаем на рынок с этими ребятами. Обо всё этом буду рассуждать ниже. Я не профессионал в стратегических прогнозах, поэтому всё это лишь предположения.

Зачем Сбербанк стал Сбером

Сбербанк запустил свой маркетплейс Беру, начал поглащать другие сервисы совместно с Мейл и Рамблер, чтобы создать конкурентную среду Яндексу, и как только стало понятно, что всего достаточно — разорвал брак и ребрендингом открыто заявил: «Мы теперь не банк, а нечто большее».

Заставка с сайта Сбер Конф

Зачем это Сберу? В век мануфактур дальновидные ремесленники стали уходить в промышленность, а не развивать ремесленничество дальше — это даёт больше денег, за этим будущее. Сейчас среди самых больших по капитализация компаний нет банков, зато есть те, кто делают интернет-сервисы и устройства для их потребления: Майкрософт, Эпл, Амазон, Гугл, Алибаба, Фейсбук и китайская Тенцент, которая сама не делает, но активно инвестирует в высокотехнологичный сектор.

ИТ проникает всё глубже во все сферы жизни, и быть банком-интернет-компанией потенциально выгоднее, чем быть просто банком. Банкинг — это очень зарегулированная область бизнеса, есть много ограничений на получение прибыли, а многие источники притока денег рискованные и сложнопрогнозируемые, например, акции и кредиты. ИТ же даёт огромное количество путей получения прибыли, при этом получать эту прибыль проще, а у Сбера достаточно денег, чтобы эти пути реализовать.

Зачем Яндексу Тинькофф?

Когда Яндекс и Сбер разбежались их совместные проекты Деньги и Кассы перешли к Сберу, которые стали Ю Деньги и Ю Кассы.

Яндекс пытается получать как можно больше точных данных о пользователях. Больше половины выручки компания получает с рекламной сети, больше информации о пользователях → эффективнее реклама → больше прибыли.

Поиск и Карты — помогли составить общую картинку: что есть в городах, интернете и что из этого ищут люди.

Маркет, Афиша, Авто.ру, Недвижимость, Кинопоиск, Музыка и тому подобное — поиск это очень общее представление о желаниях и потреблении, поэтому чтобы узнать что именно и когда нравится человеку, нужно было отслеживать их на местах, то есть самим создавать сайты, которые ищут люди, а не только провожать на чужие, где информацию уже не достать.

Такси, Еда, Шеф и Лавка — сюда пришлось залезть поглубже, то есть создать не просто удобные приложения, а целые компании, потому что здесь без вложений помимо софта было бы невозможно проникнуть на рынок: ни один таксопарк не захотел бы залезать в какой-то там агрегатор, зачем им отдавать кому-то какую-то комиссию? В итоге проще поглатить эти таксокомпани, и заменить операторов на софт. Все в плюсе: Яндекс усиливает бренд, получает данные, даже прибыль какую-то, а владельцу таксопарка меньше головной боли. С едой та же история — зачем кафе и ресторанам залезать в агрегатор, если им при этом надо организовывать собственную доставку, а так подключился и вот тебе доставка, ты ничего не тратишь, а рынок расширяешь.

Драйв — тут, я думаю, сыграла быстрорастущая популярность направления, просто не хотели потерять потенциально новую экономику шеринга. Но не зашло. Кстати, в итоге Драйв станет частью Такси.

Алиса, Станция, Авто, Телефон — уже попытки не просто давать сервисы, а становится проводником к этим и другим сервисам, ещё один источник данных.

Капсула — колонка с голосовым помощником Марусей от Mail.ru, подобная колонка есть у Яндекса так же недавно Сбер показал свои продукты Сбер Бокс, Сбер Портал

И ещё десяток сервисов для блогеров, учеников, путешественников и тех, кто ищет работу — всё, чтобы больше получать больше данных о желаниях и действиях.

Единственного, чего не хватет этой экосистеме — данных о транзакциях. Это вишенка на торте: знаем что ищут вообще, знаем какие телефоны и компьютеры покупают и когда, куда ездят, что едят, а теперь и сколько денег имеют и куда их тратят.

И Яндекс уже пытался эту вишенку сделать — Яндекс Деньги, но шло как-то не очень, там были Сбер, Тинькоф и Рокет, шансов почти не было пробиться, поэтому попытались усилиться и пригласили Сбер в проект, а в итоге получилось, что остались вообще без сервиса. Почему не оставили себе сервис при разрыве отношений со Сбером? Скорее всего потому, что им не нужен пустой интерфейс, важен именно транзакционный механизм, а Сбер им не поделится.

Новый логотип Яндекс Денег и Яндекс Кассы, которые теперь пренадлежат Сберу, статья о ребрендинге с директором по маркетингу Романом Степановым из Ю Денег.

А тут так кстати у Тинькофф начались проблемы: заговорили, что Олегу Тинькову грозит тюрьма за налоговые мошенничества, а потом Олег заявил, что у него острая форма лейкемии, а тут ещё и один сильный бренд в банкинге ушёл с рынка, часть пользователей которого, скорее всего, убежала в Тинькофф. В общем, звёзды сошлись. У Тинькофф большая база клиентов, которая растёт, и Яндексу это очень интересно.

Зачем ИТ-компании поглощать столько компаний

Сбер с 2017 года покупает активы, список действительно внушительный: Рамблер, Мейл, ДокДок, Работа.ру, Центр речевых технологий, Фетч Роботикс, Шиптор, Инстамарт, Баш Тудей, Нетивролл. Мейл был не так активен, но тоже не стоял в стороне: Ворки, Релапио, Перфоманс Груп. Яндекс сделал несколько громких покупок: Везёт, Зе Квешинс. Полный список сделок можно посмотреть в это статье.

«Стало очевидно, что финансовая услуга не является конечной, она всегда промежуточная. А все владельцы промежуточных сервисов постепенно будут вытеснены экосистемами. Поэтому выбор был такой — самим становиться экосистемой либо постепенно смотреть на то, как в твоей сфере деятельности будут орудовать другие экосистемы», — глава Сбера Герман Греф в интервью Форбсу.

Цель покупок очевидна — эти компании создают экосреду для пользователей. И понятно, что всё это ради денег. У экосистем есть большой плюс — это получение дополнительной прибыли с уже имеющихся пользователей, то есть мы дорого привлекаем человека в один продукт, а потом намного дешевле побуждаем его пользоваться другими продуктами. Уверен, что Яндекс именно поэтому запустил свой супер-апп Го на базе Такси — этим приложением пользуются часто, просто добавляешь новую кнопку на экран и часть пользователей точно по ней передут. Про концепцию супер-аппов можете почитать в статье Хендс энд Хендс

Сейчас для покупки подходящее время: экономический кризис, проблемы с рублём, эпидемия COVID — всё это сильно ударило по некоторым отраслям экономики, а значит это время, когда компании начинают активно проедать денежные запасы, продавать доли и залезать в долги, из которых потом не смогут долго выползти, поэтому их можно купить намного дешевле, чем в хорошие времена. Кризис — всегда время для возможностей.

Зачем мы с Анимой идём туда же

Анима — тоже экосреда. Мы тоже верим в то, что перспективнее создавать именно комплексные решения, а не промежуточные, но стоит ли сейчас выходить на этот рынок и тягаться с такими гигантами, как Сбер и Яндекс? Не глупо ли мы поступаем?

Я уверен, что нет. На рынке ИТ в России есть сильные игроки, но возможных сфер и сервисов которые для них можно сделать всё ещё очень много, и чтобы их покрыла одна компания просто невозможно — если на это и хватит денег, то точно не хватит творческих и управленческих ресурсов, всё же сервисы создаются умами и энергией людей, которых ещё нужно собрать и организовать, а это дело небыстрое, да и людей таких не на каждом углу…

Видение тех продуктов, которые будут появляться в экосреде Анимы.

Сбер и Яндекс концентрируются больше на сегменте «товары и услуги для всех людей», мы же создаём сервисы для работы, для команд. Получается, что мы и не конкурируем вовсе, но даже если у этих гигантов появятся что-то похожее, то я уверен, пользователь не будет опирается на размер компании при выборе сервиса, а в большей мере будет смотрит на его удобство и пользу. И именно это самая уязвимая часть экосистем — в комплексе всё хорошо, но каждый продукт в отдельности часто проигрывает тем, у кого такой же продукт единственный, опять же потому что ресурсов делать всё на 5 из 5 никаких не хватит.

Мне кажется, что в итоге кто какую часть рынка займёт, какие сервисы будут приносить прибыль, а какие свернут, будет зависеть не от количества поглощений, качества бренда и рекламного бюджета, а получится ли построить процессы и культуру в компании так, чтобы на выходе получались продукты, которые пользователи полюбят.

Подробнее про продукты Анимы, то как мы их создаём и продвигаем, что у нас получается, а что нет я буду писать в этом блоге. Подписывайтесь.