Принципы работы в команде

Эта заметка для тех, кто только начинает или хочет работать у меня. В ней принципы, которые соблюдает каждый в команде. Если вы с чем-то не согласны, то лучше обсудить это заранее.

Результат здесь главный

В большинстве компаний, с которыми мне довелось поработать,начальник не доверяет подчинённому — подчинённый как ребёнок. Если не следить за ребёнком, он перестанет делать уроки. Отсюда и график работы, штрафы за опоздание, запрет на соцсети, запись мониторов.

Мы считаем, работа — не место, а дело. Интернет не требует присутствия за рабочим столом, и продуктивно можно работать в кафе. Поэтому вы можете работать где и когда вам удобно. Вы не обязаны быть на связи в рабочие часы, потому что у нас нет понятия рабочих часов. Это не гибкий график, а отсутствие графика.

Делайте личные дела когда вам удобно. Об этом не надо предупреждать и тем более спрашивать разрешения. Любая встреча необязательна, и каждый имеет право спросить, зачем его приглашают. Каждый здесь — взрослый. Никто не судит, как вы тратите время. Время принадлежит только вам.

Ты должен сделать, как и где ты это делал — не важно.

Звучит круто, но у медали есть обратная сторона: максимум свободы — это максимум ответственности. Правило не получится использовать, чтобы не делать работу. Насколько мы мягки к процессу, настолько же жестки и требовательны к результатам: мы смотрим на результат и обсуждаем только результат. Что вы должны сделать, чтобы получить его — только ваша ответственность. Те, кому скучно и нужна палка, вылетают через неделю.

Всегда есть право на «нет»

Раньше я приравнивал ответ «нет» к испорченным отношениям: «Когда я отказываю человеку, то подвожу его и этим обижаю». И сам обижался, когда отказывали мне. Но время принадлежит человеку, неправильно винить его за отказ в нём.

У нас вы сами отвечаете за свой комфорт и свои решения. Сами планируете свою нагрузку. Никто не имеет право навязать работу, которая вам навредит. У каждого есть право отказаться от любой задачи или проекта. Если это активный проект, то нужно закончить какой-то текущий этап, передать проект и никаких проблем.

Это не расценивается как предательство и саботаж. Конечно, это сингал, что с проектом что-то не так, и в первую очередь мы попробуем разобраться. Но могут быть и другие причины, в том числе личные. Много хуже взять задачу, пожалеть о молчаливом согласии в будущем, халтурить, делать не на максимум и подводить.

Мы говорим «нет» начальнику, коллеге, клиентам, и оставляем право на «нет» другим. Мы не боимся высказывать и слышать «нет» — «нет» помогает отбросить бесполезное и заниматься важным.

Чья задача — тот и носится

Да, можно отказаться от любой задачи, но если вы решили взяться за какую-то, то по полной.

Никто не помнит про ваши задачи, не следит за ними, не напоминает и не подгоняет. Если забудете — рано или поздно случится плохое: о задаче напомнит кто-то другой; или не напомнит, а сделает абы как сами; или не сделает, и это приведёт к неприятным последствиям.

Но это не только о сроках. Если вам что-то от кого-то нужно, вы сами добиваетесь этого от человека. Напоминаете о себе много раз. Не отвечает? Пишите на почту. Молчит? Находите телефон и звоните.

Бывает такое, что задача не ждёт. В такие моменты должны появляться ответы, а не вопросы: «Артём, я тут сделал не по макету, потому что бек пока не готов, переделаем после запуска». Задать вопрос и просидеть до конца дедлайна в ожидании ответа — самый лёгкий способ соблюсти закон Паркинсона.

Это похоже на безразличие, а мы видим в этом доверие. В чём смысл брать толковый людей, а затем рассказать им, что делать?! Ошибки мы ценим больше, чем безделие.

Принципы подсмотрел у Иляхова: «Чья задача — тот носится».

Не надо ни о чём молчать

Иногда вы успеваете всё, а иногда ничего. Иногда задача интересная, а иногда выматывает. Иногда ты знаешь откуда начать, а иногда много неизвестного и опыта не достаёт. Когда получается — это отлично, а когда нет — это обычное дело. Если всё идёт не по плану, главное — не молчать. Проекты ломаются, когда люди начинают делать каждый свое и не держат друг друга в курсе

Если у вас проблема, не забывайте просить о помощи, не терпите. Самостоятельность и ответственность — не в том, чтобы уйти, закрыться, а потом триумфально вернуться и всех восхитить. Наоборот, она в том, чтобы попросить о помощи вовремя, когда это никого не поставит под удар.

Пропущенный дедлайн — это не главная проблема. Главная проблема, когда не успел и в самый последний момент сообщил об этом. Поставил перед фактом, а времени исправить ситуацию нет. Кто-то определенно пострадает: тот, кто бросит все дела и за вас выкрутиться, или тот, кто не получит результата.

Короче. Важно решить задачу, а проблемы — просто обстоятельства. Поэтому мы не скрываем ошибок и проблем, если что-то не так — говорим, а если уже всё плохо, исправляем.

Польза и забота во всём

У Джима Кэмпа есть такой принцип «В мире клиента». Суть его в том, что на переговорах вы стремитесь понять боли клиента, а после этого думать, как позаботиться и решить их.

Мы используем этот принцип не только в переговорах:

  • Когда пишем текст в блог, то всегда думаем о пользе, то есть какую боль клиента решим.
  • Когда отвечаем на сообщение с проблемой клиента, думаем о том, что нужно сделать, чтобы быстрее помочь.
  • Перед тем, как придумывать решение, задаёмся вопросом: а какую проблему решаем, как решить её с заботой?
  • Когда отвечаем отказом. «Не нравится — ты знаешь, где дверь» — это ультиматум. В нём нет ни заботы, ни стремления к пользе. Это сразу чувствуется, поэтому звучит обидно.

Польза и забота во всё: в общении с коллегой, в электронном письме партнёру, в ответе службы поддержки, в блоге, дизайне, процессах, стандартах. Позволять плохому решению случится — это тоже часть этого правила, ведь в плохом решении нет пользы, нет заботы. И об этом нужно сказать своим коллегам так же с заботой.

Дополнения

4 ноября 2018. Посмотрел выступление Жени Артюнова в «Додо Пицце». Приятно удивлён, как схожи мысли о работе в команде и лидерстве. Мы тоже хотим играть. Обязательно посмотрите — наши принципы Женя раскрывает глубже.

Студия «Интуиция» и блог Жени.