Стартапы
June 15

Всего 1% стартапов взлетит. История «Бизнеса на районе». Часть 3

И так, это последняя завершающая часть про «Бизнес на районе». Историю, как мы создавали этот проект я рассказал в двух частях до этого: часть 1, часть 2.

Эта часть не про историю. Она содержит в себе подробный анализ, почему у любого стартапа шанс на успех всего 1%, и почему «Бизнес на районе» в этот процент не попал.

Пост будет особенно полезен тем, кто решил создать свой проект и привлечь деньги на его реализацию и развитие — поможет понять, на что нужно обратить внимание, чтобы не зафакапить.

Будет полезен инвесторам, которые задумываются о том, чтобы вложить деньги в чей-то стартап — даст план оценки рисков.

Пять главных составляющих, которых влияют на успех стартапа

«Бизнес на районе» — стартап, поэтому на его примере будет удобно рассказать об этой теме. Слово «стартап» появилось в журнале «Форбс» в августе 1976 года и буквально значит «запускать». Так стали называть компании, у которых была идея, но не было денег на её реализацию:

Стартап — проект, который основан на какой-то идее, который не имеет долгой истории деятельности и который требует финансирования для развития.

Стартап является крайне рискованным делом. По данным отчёта «Стартап геном» 92% стартапов умирают; 74% интернет-стартапов закрываются из-за преждевременного масштабирования, переоценив свои силы и раздув штат компании в несколько раз. Половина стартапов закрываются в течение первых пяти лет, и это характерно для всех секторов. И конечно же именно в начале пути у любого стартапа риски максимальны.

«Преждевременное масштабирование — самая распространенная причина плохих результатов стартапов. Как правило, они проигрывают битву на ранних этапах, переоценивая свои возможности». Из отчёта «Геном стартап».

Почему так происходит? Чтобы понять это, нужно понять, какие самые важные части стартапа влияют на его успех. Я выделяю пять:

  1. Идея и бизнес модель;
  2. Рынок;
  3. Основатели;
  4. Команда;
  5. Финансирование.

Идея и бизнес модель

Часто бывает, что идея звучит многообещающе, но бизнес-модель не дает возможности стартапу масштабироваться, или для этого нужны тектонические изменения на рынке.

В случае «Бизнеса на районе» с идеей всё отлично — рассказывать про неудачи бизнеса, а не про его успехи. Вокруг много шоу с участием предпринимателей, но в них в основном раскрываются истории успеха, а в реальности всё не так. Бизнес — это сложно, некоторые выигрывают, но многие проигрывают. Чтобы понять, как побеждать, нужно понять, как справляться с трудностями.

Бизнес-эксперт в сфере фитнеса и спорта, со-основатель клуба «Год джим» в Сыктывкаре рассказывает о том, почему клуб под таким известным брендам в итоге всё же закрылся и на его месте появился другой бренд.

С масштабированием этой идеи тоже нет проблем: живые выступления, крупные образовательные форумы, видео и аудио подкасты, статьи в журналы, рекламные интеграции, спонсоры, продажа обучающих программ, бизнес-клуб с членскими взносами и эксклюзивные туристические программы для участников клуба. Отобрать свою долю рынка на нестандартном формате вполне реально.

Но мы всё же допустили ошибку — испугались сразу делать масштабно. Мы сконцентрировались только на живых выступлениях, и не стали развивать другие направления. Точнее так: мы в процессе делали робкие шаги в сторону этого, и они показывали отклик, но мы не превращали это в продукт.

Мастермайнд с основателями «Института движения» Геннадием Соколовым и Игорем Фоминым. После встречи многие высказались о том, что это было очень полезно, и они пришли быещё раз. Все места на встрече были платные. Это был тот самый момент, когда гипотеза подтвердилась деньгами, но мы не стали ничего с этим делать.

Чего мы боялись? Это прозвучит смешно, но мы боялись успеха. Дело в том, что каждый из нас был занят основными бизнесами, которые отнимали большую часть времени. «Бизнес на районе» — дополнительный проект, никто не был готов вкладываться в него на 100% времени, поэтому на самом деле все ждали от него успеха, но никто не был готов к тому успеху, который перетянет всё время на себя…

Идея есть, возможность масштабировать есть, а вот наших действий в эту сторону было недостаточно. Отрезаем условные 50% от вероятности успеха.

Рынок

По данным выставочного научно-исследовательского центра «R&C», в 2021 событийная отрасль в России составила 182,1 млрд ₽. По данным агентства «Аэроклуб тур» спрос на деловые мероприятия в первые три квартала 2022 вырос на 54% по сравнению с аналогичным периодом 2021. Предположим, что доля деловых мероприятий в общей событийной отрасли занимает примерно 10%, получается, что объём рынка примерно 9,8 млрд ₽. Даже если мы заберём 1% рынка, то это 98 000 000 ₽/год, 8 166 666 ₽/месяц.

По данным агентства «Smart Ranking» рынок онлайн-образования в 2023 году вырос более чем на 30%, до порядка 120 млрд ₽. Бизнес-образование занимает 7% от всего это рынка, то есть 8,4 млрд ₽. Даже если мы заберём от этого 1%, то это 84 000 000 ₽/год, 7 000 000 ₽/месяц.

Расчёт ёмкости рынка на основе данных разных исследований в период 2021–2023 года. Даже если взять 1% от ёмкости всего рынка, то получим 182 млн ₽/год или 15,2 млн ₽/месяц.

Примерно 15,2 млн ₽ выручки в месяц. Цифры красивые, но для стартапа важны не столько цифры, сколько расстановка сил на рынке, механизмы входа на этот рынок и государственные законы, которые могут помешать.

Сферы нашего проекта регулируется не пристально. Блогеров в теме бизнеса на рынке много — удивить тут сложно. Комплексных образовательных программ именно для бизнеса — мало. Рынок образования растёт, люди всё больше стремятся выйти из дому. Но чтобы живые мероприятия были интересны, нужно приглашать людей, которые интересны аудитории, таких достаточно в России, но чтобы они согласились на участие, нужно дать им достойную аудиторию.

И вот тут у нашего стартапа добавляются проблемы, потому что подобной аудитории в нашем городе немного. На каждое новое мероприятие в большей части приходили новые зрители, а значит мы не смогли их зацепить. Из-за однообразия мы получаем отток. Плюс не все участники достаточно хорошо выступают на сцене.

На мероприятие мы в среднем привлекали по 60 зрителей. Максимум было 96, пробить потолок в 100 так и не удалось. Больше всего нас расстраивало то, что большая часть всегда была из новых людей, что означало, что у нас не получалось зацепить тех, кто уже приходил.

Усложняющийся процесс поиска и подготовки людей, постоянное изобретение новых способов удивлять аудиторию, поджимающая необходимость трансформировать продукт, развивать другие города, контент в онлайн и образовательные направления. Всё это в сочетании с отсутствием времени и тем, что в любой момент мог появится конкурент, который делает что-то подобное, но уже с ресурсами… Отрезаем ещё 50% от вероятности успеха. Остаётся 25%.

Основатели

Мы оба управленцы со стажем — владеем компаниями с возрастом 5+ лет. У нас есть практический опыт организовывать мероприятия на тысячи участников, есть опыт запуска образовательных программ, комплексной рекламы проектов. Мы сами часто выступаем на сцене и перед камерой. У нас много знакомых в сфере бизнеса и развлечений. Наверно благодаря только этим факторам проект вообще случился, быстро вырос и успешно вышел в продажи. Наш опыт и связи — это то, что было импульсом. Но бизнес — это не спринт, а марафон.

У нас большой опыт в организации мероприятий, обучающих курсов, выступлении со сцены и на камеру. Максимально мы собирали 4000+ человек на одном мероприятии. До сих пор мы раз в месяц где-то мы о чём-то вещаем для других людей.

Из статистики «Сейдж» 59% успешных стартапов основаны как минимум двумя партнерами. Когда стартап возглавляет единственный основатель — это дополнительные риски. Когда вас двое, вы друг-друга подстёгиваете в моменты отчаяния и усталости, делаете многократно больше, многократно быстрее увеличиваете опыт, в общем, при любом раскладе, вдвоём всегда лучше чем одному.

«У 59% успешных стартапов у руля стоят более одного основателя. Запуск и ведение бизнеса в равной степени полезный и стрессовый. Когда есть партнер, с которым можно разделить рутинные повседневные задачи, не только освобождается время для мозговых штурмов и на принятие решений, но и есть человек, с которым можно сотрудничать в более творческих начинаниях». Отчёт «Состояние стартапов в 2015 году» от компании «Сейдж».

Мы с Мишей раньше много работали вместе, и конечно ссорились, но не разбегались. Но в этом проекте так не получилось. Я вышел. Не буду вдаваться в подробности того, что случилось — важное то, что такое может случиться в любом стартапе на любом его этапе, а расход всегда делает проект слабее. Снова вычитаем условные 50% от оставшихся шансов. Остаётся 12,5%.

Команда

У нас была команда, которая без проблем запускала одно местное мероприятия в месяц. Команды для роста проекта у нас не было. А без того недостаточное количество времени после моего выхода стало ещё меньше.

Костяк нашей команды слева на право: Я (развитие проекта) , Юля (работа с партнёрами), Миша (поиск и подготовка спикеров), Настя (бизнес-обучение), два Александра (специалисты по свету, видео и звуку), Катя (соцсети).

Но даже если команда и появилась бы, рисков меньше не стало, тут подводных камней множество: замены людей на ключевых должностях, увольнения и заявления по собственному желанию, внутренние конфликты.

Когда всё стабилизируется и наработается? Это большой вопрос и риски — поэтому из оставшихся 12% на успех остаются 6%.

Финансирование

Ну и, конечно, вишенка на торте — это деньги. Проект финансировался нашими собственными деньгами. Мы не тратили на него большие суммы, потому что у нас их попросту не было, поэтому пытаясь разогнать с малыми потерями. Как это говориться в стартап среде: «Надеялись, что идея выстрелит».

Мы привлекали спонсоров, чтобы увеличить эти суммы, но всплывали проблемы прошлых пунктов, ведь спонсор тоже вкладывает деньги в проект не просто так, а чтобы получать рекламу на постоянно расширяющуюся аудиторию, которая у нас особо не расширялась.

Сделать проект привлекательным для выступающих, гостей, спонсоров, мог его масштаб, добиться которого можно было только с помощью крупного вливания денег. Сделать его самостоятельно, мы были не способны. И, конечно, после этих слов у каждого в голову пришло слово «инвестор».

Наверное, мы могли бы найти его, но к этому времени уже не было самого главного — желания. Команда устала из-за отсутствия развития, но самое главное, что устали мы — его основатели. Каждый из нас окончательно ушёл в свои проекты, но напоследок сами же выступили в своём же шоу.

На завершающем своём мероприятии сами и были гостями.

Но даже если бы мы решили привлечь деньги, риски того, что проект всё же не взлетит, оставались. Инвестор представляется в мире стартапов, как святой спаситель, который спускается с небес, и всё сразу налаживается. Но это не так.

Инвестор может быть пассивным или активным, он может ставить цель всесторонне помогать проекту и двигать бизнес к новым высотам, а может преследовать цель максимизации доли и добиться её через обезвоживание компании будучи безальтернативным источником капитала в какой-то момент.

В общем, условия сделки могли оказаться каббалой, которая напрочь демотивировала бы нас. От того, как и с кем мы договорились, зависело то, превратились ли оставшиеся 6% в ноль или нет. В пёстром мире инвесторов риски обжечься очень высоки, поэтому мы отрубили бы ещё половину. Осталось бы 3%.

Итог

Я думаю вы уже поняли, что проект пока на паузе, и его дальнейшая судьба неизвестна: он или очень сильно поменяется в следующем витке или попадёт на свалку к другим стартапам.

Но пост не об этом.

Всего 3% вероятности успеха стартапа. Прибавим к этому всевозможные форс-мажоры, изменения инвестиционного климата, вероятность личных проблем у ключевых людей в компании в процессе роста, то я бы назвал реальным 1%!

Но как же стартапы, о которых пишут в новостях, которые закрыли раунды на сотни миллионов долларов?

И такие истории далеко не редкость, когда стартап привлёк инвестиции, но так и не смог привести компанию к стабильной прибыли. Статья про производителя электромотоциклов «Кейк» на «Инк Россия».

Во-первых, нужно задуматься об условиях привлечения этих денег. Во-вторых, успех в мире стартапов ошибочно до сих пор пытаются приравнивать к объемам привлеченных денег, успех — это выход на стабильные и крупные показатели прибыли. Объём привлечённых денег совсем не говорит о том, что компания прибыльная, это говорит лишь о том, что инвесторы верят в то, что она сможет стать таковой, а как мы уже поняли, риски, что проект не случится, на любом этапе очень высоки.

Но пост и не об этом тоже.

Означает ли это всё это, что нужно оставить идею создать свой стартап? Конечно же нет! Без предпринимателей и венчурных капиталистов не было бы мира, каким мы знаем его сегодня. Эксперементы, пробы, ошибки, снова попытки — так и идёт развитие. Как говорил Джобс:

Ведь только безумец верит, что может изменить мир, — и потому меняет его, — Стив Джобс

Но я считаю, что худшее, что можно сделать во всём этом, так это не делать выводов. Именно поэтому я написал этот пост — чтобы вы не витали в облаках и кропотливо повышали свои шансы на успех, а повысить их может только реальный опыт, эффективность бизнеса, налаженные связи, настрой, готовность вести дела до конца и не опускать руки.